Зерновой Портал Центрального Черноземья
RSS канал RSS канал
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
О компании  
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Архив статей
Последние статьи

Поиск
                        



Яндекс цитирования

 

 
 на главную

Нынешняя засуха – все-таки рукотворная

5-е августа 2010г.

Откуда на нас свалилась засуха? И каковы будут ее последствия?

Сначала о последствиях. От засухи уже пострадала не только Россия, но европейские страны. Евросоюз прогнозирует существенное снижение объемов нового урожая, пишет «Независимая газета». Европейцев готовят к возникновению напряженности на потребительском рынке, вплоть до возможной нехватки отдельных продуктов питания. Нашей стране, по мнению экспертов, также не избежать негативных последствий. Хотя дефицита продуктов не предвидится, но цены на них вырастут.

То-то и оно, что вырастут. И самое печальное здесь то, что потом, когда засуха пройдет, они уже не опустятся, ибо в нашей стране цены обратного хода не имеют (за очень редким исключением).

Вчера Всемирный совет по зерну (ВСЗ) поделился первыми данными о значительных потерях урожая в странах Евросоюза, сообщает источник издания. По оценкам ВСЗ, потери пшеницы во Франции могут составить до 10% по сравнению с прошлогодним урожаем. В Германии погибло до 20% урожая ячменя, в Италии – до 15% помидоров, в Польше – до 20% зерновых и 10% овощей.

По России же таких четких данных пока нет. Очевидно, что они существуют, но по понятным причинам не оглашаются. Власти тушат пожары, раздают селянам новые избы и увольняют прогоревших военных – это гораздо более выигрышный информационный фон, чем тяжелый разговор о засухе, ее причинах и последствиях. А уже пора бы. Но – молчок. Поэтому порой создается впечатление, что об истинных масштабах и последствиях засухи мы узнаем лишь после выборов, а до той поры народ волновать ни к чему. Но каким бы сильным не было желание властей обойти этот вопрос, освещать его придется. Помнится, они и глобальный финансовый кризис долго не хотели признавать, да все равно ведь пришлось.

«Ситуация усложняется. Никто не может сказать, как долго продлится этот природный феномен», – констатируют эксперты ВСЗ. Если, конечно, он действительно природный, а не вызван испытанием некоего «климатического оружия» (вспомните землетрясение на Гаити, там тоже возникла вопросы и различные предположения). По крайней мере, относительно «климатического оружия» вполне очевидно одно – если бы оно действительно существовало, США, не минуты не колеблясь, поспешили бы его на ком-нибудь проверить. Вот в это верится сразу и во веки веков.

Эксперты оценивают вероятные потери нашей страны от засухи выше, чем потери Евросоюза. Насколько они могут быть выше? Я бы умножил их на коэффициент от 1,2 до 1,5. Предпочтительнее на больший, потому что лучше перебдеть, чем недобдеть.

Уже сейчас некоторые страны, последние годы покупавшие пшеницу в России, Казахстане и на Украине, переключаются на других поставщиков. Так, Индонезия вынуждена искать поставщиков зерна в США и Австралии. Это означает следующее. Если власти из-за засухи ограничат или даже запретят экспорт зерна, то его производители, чтобы компенсировать потери от невозможности реализации продукции на внешнем рынке, где цены выше, станут поднимать цены внутренние.

По прогнозу Международной зерновой компании (МЗК), которая является российским подразделением одного из крупнейших мировых трейдеров Glencore, урожай зерна в России может составить всего около 65 млн тонн. В то же время Минсельхоз 3 августа понизил официальный прогноз урожая зерна до 70–75 млн тонн. А самые пессимистичные прогнозы оценивают объем урожая в этом году в 50 млн тонн.

При этом и правительство, и зерноторговцы уверены, что дефицита не будет, но цены вырастут. А что же тогда такое рост цен, если не дефицит? Повышение цен точно так же приводит к уменьшению потребления. Иными словами, что в лоб, что по лбу…

Ну а теперь о причинах засухи. Власти не устают повторять, что это природный катаклизм и над ним никто не властен. Его, мол, надо просто переждать, а потом будет все хорошо. Граждан при этом исподволь подталкивают к мысли о глобальном потеплении, существование которого еще минувшей зимой проправительственные СМИ ставили под сомнение. Некоторые ученые говорят о тайных испытаниях американцами «климатического оружия». Иными словами, виноваты все вокруг, кроме нас самих.

Но, может быть, стоит посмотреть на проблему под иным углом зрения? И тогда окажется, что засуха эта – отчасти рукотворная. Только сотворена она не чужими руками, а нашими собственными. Точнее, руками перестроечных деятелей, с увлечением ломавших дорогой и сложный механизм народного хозяйства, доставшийся им в наследство от СССР. Перефразируя известную поговорку, можно бы сказать, что экономика в руках дикого перестроечного интеллигента, одуревшего от невнятного бормотания академика Сахарова, вкрадчивых «голосов» и начитавшегося Стругацких – груда металла.

Вот зачем, например, надо было ликвидировать Минводхоз, а вместе с ним, фактически, всю систему поливного земледелия (ирригацию)? Зачем было уничтожать целенаправленно проводившуюся на протяжении десятилетий работу по защите сельхозугодий от суховеев? Почему вдруг оказались ничьими защитные лесополосы вдоль полей, и теперь они нещадно вырубаются на дрова? Почему так неистово квохтали демократы против устройства новых водохранилищ, хотя в милой сердцу перестройщиков Америке их в десятки раз больше, чем было в СССР? Кто и для чего поднял «нитратный психоз», заставив почти что отказаться от химудобрений, хотя в той же Америке их применение больше в разы?

Вот и получается, что засуха эта во многом – «привет» из перестройки, настигший нас через 25 лет. А также «привет» уже из девяностых и нулевых годов, на протяжении которых наши власти не ударили пальцем о палец, чтобы восстановить в этом плане то, что было разрушено в перестройку. Ведь если им сейчас говорить о засухе, то речь неизбежно дойдет и до этих тем. Так что тушить пожары, как это ни кощунственно звучит, да раздавать избы погорельцам куда легче и приятнее. Тем более, что погорельцев-то – немного, их количество исчисляется тысячами человек. А вот последствия засухи в той или иной степени коснутся каждого из нас.

Этим летом в засушливых областях России стали служить молебны. 7 июля «Известия» сообщали: «В Нижегородской области, где установилась аномальная жара, в храмах прихожане и священнослужители молятся о ниспослании дождя. В пресс-службе Нижегородской православной епархии сегодня сообщили, что молебны о дожде проходят ежедневно во всех приходах области».

Действительно, что еще остается, когда система ирригации разрушена? Только молиться. Но что-то нет пока дождичка-то. Впрочем, может еще будет? Сегодня как раз четверг…

СПРАВКА:
Защитой России от засухи являлась созданная в 60-70-е годы система ирригации и лесопосадок, которая позволяла подать в сельское хозяйство засушливых районов большое количество свежей воды. В 1984 г. российские села получили для этих нужд 27 куб. км воды. С 1985 г. расширение и модернизация этой системы были прекращены, а сама система стала разрушаться и выводиться из строя. В результате снабжение сельского хозяйства водой стало снижаться и с 2004 г. колеблется на уровне около 8 куб. км – в 3,4 раза меньше, чем в 1984 г.

В 1985 г., одновременно с кампанией против орошения, в СССР началась интенсивная пропаганда против применения минеральных удобрений, которое было якобы избыточным («нитратный психоз»). В действительности расход минеральных удобрений на 1 га сельхозугодий был в 1987 г. равен: в СССР — 45,4 кг, в Западной Европе — 142,3 кг. При этом специалисты подчеркивают, что минеральные удобрения есть наиболее важный почвосберегающий фактор.

KMnews











© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2020